Коррозию деталей двигателя могут вызвать следующие группы веществ: органические кислоты, всегда присутствующие в масле и образующиеся в нем при окислении масла в двигателе, особенно парафинистого масла в условиях высоких температур; эти кислоты взаимодействуют главным образом со свинцом и кадмием; сера и активные сернистые соединения, количество которых зависит от природы масла; они взаимодействуют главным образом с медью и серебром; неорганические кислоты, отсутствующие в свежем масле, но попадающие в масло из топлива, в состав которого входят сернистые соединения.
Для улучшения качественных показателей масла применяются присадки. Их ассортимент особенно увеличился в последние годы. Одно из требований к качеству масел – присадки не должны выпадать в осадок и задерживаться фильтрами.
По действующим стандартам все масла для двигателей выпускаются с присадками. Присадки, имеющие, как правило, сложный химический состав, добавляют к маслам в небольших количествах – от сотых и даже тысячных долей процента до 10-15%.
Присадки способны образовывать на поверхности металлов, в том числе и на поверхности трущихся деталей двигателей прочные защитные пленки, которые предохраняют металл от коррозионных продуктов, находящихся в масле. Присадки задерживают процесс окисления масла, предотвращают прилипание продуктов окисления масел к металлу, способствуют образованию в системах смазки двигателей стабильных суспензий масел с продуктами их окисления.