
Для механизмов трансмиссии автомобилей применяется автотракторное трансмиссионное масло, которое представляет собой вязкий неочищенный остаток прямой перегонки нефти и содержит большое количество смолистых соединений. Оно применяется для смазывания зубчатых зацеплений коробки передач, заднего моста и других механизмов трансмиссии; масло вырабатывается двух марок: летнее и зимнее, которые различаются по вязкости и температуре застывания.
Из-за неудовлетворительных вязкостно-температурных свойств зимнее масло при низкой температуре приходится разбавлять маловязким дистиллятным маслом. Чтобы при этом не ухудшились противоизносные свойства разбавленного зимнего масла, в него вводят противоизносную присадку ЭЗ-5, которая придает вязкостно-температурные и противоизносные свойства не только базовому маслу, но и смеси его с дистиллятным.
Масло трансмиссионное автомобильное вырабатывается из смеси масел летнего трансмиссионного автотракторного и маловязкого дистиллята с добавлением не менее 5% противоизносных присадок ЭЗ-5 или ЛЗ-6/9.
Масло выпускается двух марок: ТАп-10 для холодных районов и ТАп-15 – для средних. Применяется зимой для заполнения коробки передач и картера заднего моста автомобилей.