Особая зависимость автомобильного транспорта от АЗС, которые специализируются на заправке различных типов грузовых, легковых, специальных автомобилей и автобусов жидким топливом, маслами, смазками, а также оказывают дополнительные мелкие технические услуги, определяет развитие и рациональное размещение сети АЗС на территории СССР.
Как правило, более половины автотранспорта концентрируется в городах областного подчинения, четверть-в городах районного подчинения, остальная часть – около четверти – распределяется в рабочих поселках и других населенных пунктах.
Важную роль в размещении АЗС играет и структура автомобильного парка, вид потребляемого топлива, характер перевозок (грузовые или пассажирские), распределение грузовых перевозок но характеру связей (на магистральных дорогах, городские перевозки и пр.).
Большое значение имеют и эксплуатационные показатели – коэффициенты использования парка и пробега, среднесуточная грузоподъемность автомобиля, средняя продолжительность работы автомобиля в день, коэффициент использования грузоподъемности, средняя дальность пробега, годовая производительность на одну среднесписочную автомобиле-тонну. Средняя грузоподъемность среднесписочного автомобиля увеличивается так же, как и средняя дальность перевозки.